^Вверх
  
  
  
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Меню

Полезные ресурсы


Яндекс.Метрика

Чтобы уроки были не в тягость 

В чем же дело?

Большинство родителей считает, что в основе отказа ребенка готовить уроки лежит обыкновенная лень. Чаще всего за подобной «псевдоленью» скрывается панический страх неудачи. Страх настолько сильный, что он затуманивает разум, мешает ребенку сосредоточиться. Родителям кажется, что ребенок абсолютно равнодушно относится и к оценкам, и замечаниям учителей, и маминым упрекам. На самом деле ребенок глубоко травмирован школьными неудачами. Только выражается это не так откровенно, как у детей, которые плачут из-за двоек. И если вовремя эту травму не устранить, может развиться так называемый «школьный невроз», чреватый и нервными срывами, и различными психосоматическими заболеваниями.

Можно выделить три основные причины отказа делать уроки:
  • 1. Объективные трудности, например, это нарушения мышления, пониженная концентрация внимания, дизграфия и т.п.
  • 2. Субъективные (психологические), например, раздражение и крики, как реакция мамы на трудности обучения ребенка письму.
    Порой ребенок испытывает объективные трудности, но без помощи специалиста родители этого распознать не могут. Например, мальчик не хочет выполнять задания по математике. Родители считали его ленивым и естественно сердились. Однако во время психологических занятий обнаружилось, что у мальчика логическое мышление развито в недолжной мере. После цикла развивающих занятий трудности с решением математических задач снялись, и ребенок стал учиться нормально.
  • 3. Желание привлечь к себе внимание взрослых. Обычно подобную реакцию дают дети, склонные к демонстративности. Таким детям не хватает родительского тепла. Они чувствуют себя одинокими и понимают, что школьная неуспеваемость – это чуть ли не единственный способ вызвать беспокойство взрослых.

   Когда ребенок делает уроки, подвиньтесь к нему поближе, погладьте по голове, по спинке. Помните: в подобных случаях детям нужна не столько реальная помощь, сколько открытое выражение чувств. Поэтому главное – не раздражаться и не считать потерянным то время, которое вы проведете, сидя рядом с детьми за письменным столом. Кто знает, может быть, именно эти мгновения запомнятся им на всю жизнь как что-то самое важное, драгоценное. Когда же дети перестанут сомневаться в вашей любви, пообещайте, что, если они хорошо и быстро сделают уроки, вы с ними займетесь чем-нибудь интересным, например, поиграете в настольную игру или почитаете вслух. Для детей, которым не хватает общения с близкими, это самый лучший стимул.

Неужели не бывает, что ребенок просто избалован?

   Конечно, бывает! Хотя справиться с этим не так уж и трудно. Например, хочет сын пригласить друга в гости – пожалуйста, но прежде всего пусть выполнит домашние задания. И никаких авансов! Если ребенок избалован, рассчитывать на его «благонадежность» не приходится. Такие дети склонны много обещать, но, добившись своего, нарушают обещания.

Профилактика «пофигизма»

   В вопросе приготовления уроков жестко придерживайтесь принципа «единственной альтернативы». Домашнее задание дело ребенка, и он волен выбирать, готовить их или нет. Однако за двойку, полученную в результате невыученных уроков, следует лишать его каких-то важных жизненных благ. Тогда выбор в пользу безделья окажется невыгодным – вот вам и принцип «единственной альтернативы» и прямого принуждения («Я кому сказала, марш за стол»!) удастся избежать. Настраивайте детей на то, что если они будут внимательно слушать объяснения учителя, большую часть устных уроков им удастся выучить уже в классе. И дома не придется тратить на это время. Обязательно давайте детям возможность отдохнуть после школы (1-3 часа).

Почему вредно зацикливаться на школе?

   Вполне объяснимо, что очень многие детские переживания связаны со школой. С шести-семи лет каждый ребенок проводит в школе значительную часть своего времени. Причем там он не просто что-то делает, а получает оценку своей деятельности - оценку, которая оглашается публично, что очень влияет на отношение к нему других ребят. Особенно это выражено в младших классах, когда дети в большинстве своем еще ориентированы на хорошее поведение и учебу, а потому двоечники или троечники вызывают у них стойкое непринятие. К сожалению, многие родители постоянно концентрируются на мыслях о школе, особенно негативных переживаниях, неудачах. Необходимо успокоиться и стараться настраивать ребенка на позитивный лад, нацеливать на успех и конечно отвлекаться на другие, не менее значимые события и дела в жизни ребенка.

Сравнение – мать учения

   Очень важно создавать у ребенка впечатление, что он продвигается вперед. Пусть даже иллюзорное! Если вы будете делать это терпеливо, со временем иллюзия станет реальностью. Ребенок поверит в свои силы, и произойдет прорыв. Если же вы будете воздерживаться от похвал, дожидаясь реальных успехов, чтобы можно было похвалить сына или дочь от чистого сердца, то, скорее всего, не дождетесь. Например, ребенка, у которого очень плохой почерк нужно все время подбадривать говорить, что он гораздо лучше справляется с письмом, у него стали получаться те или иные элементы, возможно, даже показать старые тетради и сравнить почерк с первыми опытами.

За дополнительной консультацией Вы можете обратится по адресу: ул. Бурова-Петрова 60, тел.24-41-54. Психолог - Бауэр Виктория Викторовна.
Материл подготовила педагог-психолог Бауэр В.В.